Neva: Обзор нового шедевра от авторов Gris | Потому что нельзя быть красивой такой
Играл на PC
Проще всего было определиться с оценкой для Neva. Сам факт, что это игра от авторов шедевральной Gris, и трейлеры не оставляли вариантов. Куда сложнее оказалось получить и отстоять право писать этот обзор — мне пришлось отбиваться от натиска красивых девушек. А самым сложным было выбрать, какими именно из примерно сотни отснятых в состоянии эстетического аффекта скриншотов иллюстрировать этот материал — все они также прекрасны. Что же сама игра — исключительно восторг, слёзы и сопли или всё-таки есть к чему придраться?
Красное на чёрном
Восторга, конечно, много, слёз и соплей поменьше (об этом чуть позже), но в любом случае нужно сразу признать, что перед нами на данный момент самая красивая и высокохудожественная игра на свете. Да, то же самое я писал про Gris, но в Neva художники Nomada Studio превзошли сами себя.
Стиль и приёмы всё те же. Каждой главе и теме игры соответствует свой цвет. В прошлой работе испанской студии цвета олицетворяли разные стадии принятия горя, а в новой они подобраны под времена года, но резонируют и с настроением, атмосферой, с тем, что в данный момент происходит по сюжету. В итоге получились удивительно разные по цвету, но одинаково прекрасные кадры.
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/4e5b4602729e06c9faa266c0141b47b6.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/7fa3a363e104cfdaf5594bd2ca1fc603.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/1ecba2fabf52ee78f7a10cefd3b19fb2.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/619ab38403c37006a96312fbe2c1b7f6.png)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/4a5b68c4ee5872d198c6cbc5f87238cb.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/64b36e89b5d5315d93d91a732829d721.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/5d0f2dcf753c37c65c119a7dea8d51a7.jpg)
Художники всё так же много играют на контрастах — на сочетании чёрного и белого, красного и чёрного, маленьких фигурок персонажей и огромного неба, гор на фоне, уходящих в бесконечность мостов, исполинских архитектурных сооружений и так далее. В Neva контраст сильнее, мазки чуть плотнее, краски местами более насыщенные, добавились элементы немецкого экспрессионизма (все эти чёрные скрюченные руки-ветки) и совсем уж сюрреалистичный дизайн многих монстров.
Художники рисуют не лучше, а концептуальнее, что ли. В итоге тут есть совсем уж гениальные кадры и ни на секунду не покидает ощущение, что находишься на интерактивной выставке современных художников, которые в своих работах спокойно чередуют экспрессионизм, импрессионизм, сюр и эстетику комиксов Фрэнка Миллера (Frank Miller).
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/683b6fb02d7d4c433c43adbf18ec6d55.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/5276a0be8c0e5f2fa78e96b9babd8810.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/e3267a5afa048ed9608b491b5d2c99dc.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/608340cc13ac817c0c08932b0c2601b5.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/58b923f8b41973b98f44a0d12a40d5bd.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/2f781b0e20ba87bdcbcfb8587b8e7179.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/6123a87e7f0e3a8a927f15a7c72bd5d0.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/71b8cd245be22cdc255dec8c8ca681c5.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/f16d0d96d77df504d142c49e9186a882.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/41ad57f0f71ec4e27f136629ca7048ef.jpg)
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/bfe8077336f861d4b02a78ea762d4efb.jpg)
Не The Last Guardian, но тоже сильно
А вот с сюжетом в Neva для меня не всё однозначно. То есть он тоже, безусловно, прекрасный и эмоциональный, и за подчёркнуто простой фабулой скрываются свои метафоры и символы. Просто мне он показался чуть менее прекрасным, эмоциональным и метафоричным, чем в Gris.
История в целом понятная: девочка по имени Альба вместе с волчицей и волчонком не совсем обычного (скорее всего, волшебного или божественного) происхождения сражаются против метафизической тьмы, которая постепенно поглощает всё вокруг и убивает всё живое. Тут сразу возникают ассоциации и с японской арт-игрой Okami, и с гениальным аниме «Принцесса Мононоке».
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/20fb3f8a2d0f5e8f1bd7050e417ee548.jpg)
Уже в самом начале Альба остаётся одна с волчонком по имени Нева, и они вместе продолжают свой путь. Посещают разные локации в разные времена года, спускаются под землю, поднимаются под самые облака и даже выше, сражаются и решают загадки на поверхности среди развалин, в храмах и прочих причудливых сооружениях. И по мере того как лето сменяется осенью, зимой и весной волчонок взрослеет. «Из непослушного малыша вырастет внушительный зверь со сложным характером. Он не раз будет испытывать на прочность любовь Альбы и их преданность друг другу», — сообщают авторы в описании игры.
Прочитав это, я подумал, что нас ждут механики взаимодействия с животным — его придётся приручать, догонять, возвращать, поучать или что-то в этом духе. Но нет, это всё-таки не The Last Guardian. И вот эту заявленную тему сценаристы толком не отработали. Лишь пару раз за игру возникают какие-то намёки — например, в самом начале приходится подгонять отставшего волчонка и подбадривать его перед опасными прыжками.
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/3d8c7cd028a0c042eeef4e5ecd764dc8.jpg)
А вот с задачей показать любовь и преданность авторы справились на 150 процентов. Neva как минимум войдёт в историю как одна из лучших игр про животных-компаньонов — за время прохождения возникает очень сильная эмоциональная привязанность к волчонку. Правда, тут заслуга не сценаристов, а опять же художников, потому, что анимации объятий Альбы и Невы — это если не самое прекрасное, то уж точно самое трогательное в игре.
Отсюда сопли и слёзы. Но они у меня случились не в финале, как на то, видимо, рассчитывали авторы, а раньше, когда в какой-то момент я вдруг предположил, чем эта история закончится. Закончилась она несколько иначе, и в целом у меня не случилось такого катарсиса, какой я испытал в финале Gris.
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/0c8cd53b056712f552af628ca3448d07.jpg)
Но это чистая вкусовщина. А вот объективно можно сказать, что новая игра испанцев короче предыдущей. И она, конечно, не такая многослойная, метафоричная и дискуссионная. В Gris многое строилось на том, что мы не знали толком, а могли только предполагать, кого же потеряла героиня, что с ней случилось и какое горе она пытается принять. В Neva свои интриги и метафоры, но в целом всё попроще. Не хуже, а по-другому.
Примерно то же самое можно сказать и про саундтрек: он в прошлом творении Nomada Studio меня зацепил больше, но просто потому, что там музыка более акцентированная. В Neva она тоже очень выразительная и печально-прекрасная, но чуть менее запоминающаяся.
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/ca5e374f781315cd2d6e3ac784a91ece.jpg)
Ничего лишнего
В чём новая работа Nomada Studio однозначно хороша, так это в геймплее. Кто-то считает, что он тут слишком простой и скучноватый, но я решительно не согласен. К пазлам и платформингу авторы добавили экшн. По сути своей он нехитрый — чтобы ничего лишнего не отвлекало нас от истории и действий, которые её двигают.
Здесь не нужно думать о прокачке и поиске снаряжения, о расходниках и боевых стойках. А нужно быстро уворачиваться и бить. Здоровье восстанавливается само по мере того, как мы проводим комбинации ударов, не получая урона. Список приёмов практически исчерпывается тем, что мы получаем по сюжету уже в начале — можно падать камнем на врагов (это пригодится и при исследовании), а также запускать волчонка как стрелу в противников или предметы.
![](https://playua.in.ua/wp-content/uploads/2024/10/a5f3ce2330013afb06a6c70f9d5b06a6.jpg)
На первый взгляд это действительно скучновато. Но участие Невы оживляет драки — из щенка, который только стоит, скулит и смотрит, он превращается в зверя, способного атаковать синхронно с нами и обездвиживать врагов. А во второй половине мы сможем и оседлать его — верхом тоже можно бить и уклоняться.
К тому же надо видеть, как авторы подают сражения и в какие условия нас ставят, каждый раз удивляя. То мы уворачиваемся от врагов, которые в буквальном смысле катят на нас бочку (точнее, каменные блоки), то прыгаем в порталы, чтобы достать противников. То не сражаемся, а судорожно удираем от босса по разваливающимся мостам и прочим декорациям.