Palworld: Превью январского феномена | Возможно, лучшая игра о покемонах (но без покемонов)
Играл на PC
Год только начался, но уже можно сказать, что Palworld станет главным его сюрпризом — вряд ли какая-то другая игра от малоизвестных разработчиков продастся многомиллионным тиражом за несколько дней. В Steam пиковый онлайн составляет 2 млн пользователей, на Xbox проект входит в тройку лидеров во всех регионах. Palworld стала глобальным феноменом, вызвав массу споров и побудив сообщество заняться поисками в ней плагиата — ну не могла студия, о которой никто не слышал, сделать такой хит без хитростей! Какие-то хлипкие доказательства нашли, но причина успеха Palworld в другом — уже на этапе раннего доступа это просто отличная игра, которая выглядит привлекательно для фанатов сразу нескольких жанров.
Карманные монстры
В Сети часто называют Palworld «покемонами с пушками», но это не совсем корректное описание. На первых порах новинка едва ли похожа на Pokémon: вы появляетесь без одежды в неизвестном месте, бьёте руками деревья и камни, строите примитивный верстак. Это скорее выживач вроде ARK: Survival Evolved, только с видом от третьего лица и графикой как в Fortnite.
Вскоре, собрав нужные материалы, вы создаёте пал-сферу, местный аналог покебола. Это переносная «клетка», которую вы швыряете во встреченное в открытом мире существо в надежде, что его удастся таким образом поймать. Система примерно та же, что в «Покемонах», — цель сначала нужно сильно ранить, чтобы повысить шанс поимки, и, как только существо станет вашей «собственностью», оно автоматически начнёт с вами дружить. Вот только если в «Покемонах» тренер не принимает участия в сражениях, то в Palworld палов (так называют существ) можно избивать собственноручно. Никаких пошаговых боёв (которые, откровенно говоря, в играх Game Freak уже достали) — всё происходит в реальном времени.
Но банальный клон «Покемонов» не выстрелил бы — у нас уже есть пример Temtem, полная версия которой прошла незамеченной. Если покемоны в играх Game Freak годятся только для эдаких петушиных боёв, то в Palworld палы — настоящие помощники, трудоголики, готовые работать на благо хозяина. Когда вы впервые пытаетесь смастерить топор или кирку, нужно несколько секунд стоять рядом с верстаком, удерживая кнопку, — звучит не очень весело. Когда у вас появляется хотя бы один дружелюбный пал, после выбора предмета на верстаке стоять предстоит ему, а не вам, и вы можете заниматься другими делами.
По мере прохождения база, где изначально стоят только верстак, контейнер для палов и пара кроватей, становится всё крупнее, а процессы автоматизируются благодаря появлению новых существ. Вот разожгли вы костёр и собрали ягоды — можно положить их на огонь и ждать, пока они жарятся, а можно призвать огненного пала, который своим пламенем из пасти ускорит процесс. Разместили ягодную плантацию, а это та ещё возня — с посевом семян, поливом, сбором урожая… Но выпустите на базе соответствующих палов — и они всем этим будут заниматься без вашего участия, складывая еду в кормушку. Надоело самому рубить деревья — поставьте на базе лесопилку, и пусть помощники добывают ресурсы.

У каждого найденного пала есть набор характеристик: атака и защита важны в бою, скорость работы влияет, да, на скорость работы, а рабочие умения определяют то, чем пал будет заниматься. Кто-то любит рубить деревья, кто-то — добывать ископаемые, кто-то занимается поливом семян. Те, кто хорош в ручной работе, помогают при создании вещей на верстаке, а кто-то годен для пастбища. Рабочие умения чётко привязаны к определённым палам, и зачастую по внешнему виду можно понять, кто чем любит заниматься, — на пастбище, к примеру, идут те, кто похож на овечек, коров, альпак и курочек.
Получается, с серией Pokémon общего не так уж много, да и симулятором выживания игру не назовёшь — как такового выживания тут нет. Можно проголодаться, можно замёрзнуть без соответствующей одежды или костра, и этим всё ограничивается. Даже если персонаж погибнет, мешочек со всеми его вещами будет лежать на месте смерти — иди и забирай, не получая никакого штрафа. Кому-то такая простота может не понравиться, но я рад, что здесь нет ломающихся каждую минуту инструментов, трудностей с поиском пропитания и других раздражающих элементов. Просто строишь своё сообщество палов и получаешь удовольствие от процесса, в который никто не вмешивается.
Дикая природа
Palworld — это не только строительство базы, но ещё и приключение в большом открытом мире. Об этой составляющей так много не расскажешь, поскольку сделано всё более-менее стандартно: множество непохожих регионов с заброшенными постройками, гуляющие повсюду палы — чем дальше забредёшь, тем больше встретишь особей, которых раньше не видел. Иногда натыкаешься на лагеря браконьеров, где тупейшие охранники держат в плену палов — их можно освободить и отправить на свою базу. Браконьеров, кстати, тоже позволяют поймать в пал-сферы и взять в рабство, хоть это и не очень просто.

Хотя геймплейно этот элемент Palworld мало чем удивляет, беготня по миру затягивает не меньше, чем благоустройство базы. Дело в большой свободе: то ты дерёшься с палами, то отвлекаешься на добычу ресурсов или сбор ягод, то начинаешь карабкаться по скалам в поисках редких яиц, а потом с помощью глайдера перелетаешь на соседнюю гору, где видишь обелиск, телепортирующий в другую точку. Когда уровень персонажа достаточно высок, можно попробовать сразиться с крупными существами, отмеченными на карте, или бросить вызов боссам, на битвы с которыми выделяют ограниченное время. К этим поединкам нужно хорошо готовиться — «жизней» у боссов очень много, поэтому брать с собой желательно палов, чьи стихии «контрят» вражеские. Всё как в «Покемонах»: вода побеждает огонь, земля — электричество и так далее.
Поскольку бои не пошаговые, призванный пал сам решает, как он будет сражаться. Пока вы используете биты, копья и луки, пал применяет способности, число которых растёт по мере его прокачки. Тут сходства с Pokémon очевидны: у разных навыков своя мощность, они принадлежат к разным стихиям, можно убирать те или иные навыки или заменять их. А если вы найдёте в мире плоды мастерства, то сможете привязать какую-то способность к выбранному палу — та же система была в «Покемонах».

Где же те самые пушки, благодаря которым игра завирусилась? А они оказались не такой уж большой частью Palworld. Повышая уровень персонажа и собирая новых палов, вы будете открывать в древе технологий предметы вроде пистолета-пулемёта, штурмовой винтовки и прочих — все они привязываются к конкретному типу пала. Например, винтовку на 12-м уровне открываешь только для зелёной обезьянки Танзи, а ракетную установку на 17-м — только для синего пингвина Пенгуллета. Это позволяет во время сражения активировать способность пала, чтобы на протяжении нескольких секунд он стрелял в противников. Также есть сёдла для езды верхом и сбруи — с одной из них вы можете взять в руки огненную лисичку Фокспаркс и использовать её как огнемёт, но, опять же лишь несколько секунд. Поэтому фраза «покемоны с пушками», хоть в ней и есть доля правды, игре не подходит.
Palworld в шутку называют лучшей игрой в серии Pokémon, и в этом есть доля правды. Пока Game Freak продолжает доить одну и ту же корову, пользуясь любовью фанатов к серии, никому не известные разработчики существенно развили приевшуюся формулу. Два года назад Arceus понравилась мне тем, что она была похожа на «Покемонов» мечты — с большим миром, где ты действительно охотишься на карманных монстров в дикой природе. Авторы Palworld берут за основу эту идею и строят вокруг неё столько интересного и увлекательного, что оторваться от прохождения невозможно. И стоит игра дёшево, и микротранзакций в ней нет, и в Game Pass она доступна, и русский перевод есть — ну просто чудо какое-то.